Приход Тихвинской Иконы Божией Матери

Митрополит Калужский и Боровский Климент, слово в Неделю 2-ю по Пасхе: Обретение веры

27 Апрель 2014 Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), слово в Неделю 2-ю по Пасхе: Обретение веры

Христос воскресе! «Совершилось!» – последнее слово, которое Христос произносит на Кресте. Он претерпевает смерть, чтобы воскреснуть.

Это величайшее событие в истории человеческой совершается для нашего спасения. Оно должно повлиять на нас, каждый христианин должен пережить свое собственное «воскресение» и, как сказал апостол Павел, «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3, 16).

В этот воскресный день Церковь напоминает нам о явлении Христа апостолам после Своего Воскресения. В тот момент с ними не было апостола Фомы. Позже, узнав, что Христос воскрес, апостол Фома усомнился в этом. Для него было невозможно принять на веру, что Тот, Кто был распят и мертвым положен во гроб, на самом деле жив. Суд у первосвященника, приговор Пилата, события на Голгофе изменили восприятие Христа апостолами. Некоторые из них на пути в Еммаус, когда Воскресший Учитель сопутствовал им, не узнав Его, прямо выражали свое сомнение: «Мы надеялись, что Он Тот, Который должен избавить Израиль» (Лк. 24, 21).

Поэтому нельзя упрекнуть апостола Фому в каком-то особом неверии. До того как ученики Христовы «облеклись силою свыше», в их человеческой природе проявлялись и боязливость, и сомнения. Об этом ярко свидетельствует явление Воскресшего Господа апостолам – Христос всех их «упрекал за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16, 14). Промыслительно и символично уверение апостола Фомы! Евангелист, рассказывая о прикосновении руки ученика к плоти Воскресшего Христа, подводит черту Богооткровению Сына Божия, заключая: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31). И ныне, тысячелетия спустя, уже другая рука замирает в прикосновении к Спасителю вместе с перстом Фомы – это наша рука, теперь нам предстоит жить и действовать по Его Слову. Иными словами, воспоминаемым сегодня евангельским событием Господь готовит грядущие поколения к вере апостольскому свидетельству, свидетельству Церкви и ублажает за эту веру: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).

Множеством подвижников, мучеников, исповедников процвела Святая Церковь, и всех их вела крепкая вера в евангельское благовестие.

Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге «Старец Силуан» говорит об истинных учениках Христовых, чья вера прошла через горнило сомнений и муки самоотречения: «Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь и вообще все бытие мира. Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими».

И совсем иное состояние описывает архимандрит Софроний, когда говорит о человеке, который живет с верою: «Подобного отчаяния и ненависти избегают люди веры, ибо верою спасается человек; верою в любовь и милосердие Бога, верою слову Его, верою свидетельству отцов Церкви. Большинство благочестивых христиан в течение своей жизни, быть может, не переживали своего воскресения, но вера в него хранит их... «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Придет час, когда вера эта изведет человека из мрака и тесноты рабства на просторы истинной, нетленной жизни, великолепие которой совершенно особое, не похожее на обычную человеческую идею о великолепии и красоте».

Памятуя Фомино уверение и ту радость, с которой он при виде Воскресшего Христа воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», постараемся в эти святые дни чаще в молитве обращаться и «прикасаться» к Спасителю мира, причащаясь Его Телу и Крови в Таинстве Евхаристии. Пусть каждый молитвенный вздох, каждый взгляд на светлейший образ Христов, каждое посещение храма совершается с верой и искренним желанием единения с Ним!

Воистину Христос воскресе!

 

Проголосовать за автора: газета "Вечерняя Москва"

Источник

Возврат к списку