Приход Тихвинской Иконы Божией Матери

Митрополит Климент совершил архипастырский визит в с. Спас-Прогнань Жуковского района

Митрополит Климент совершил архипастырский визит в с. Спас-Прогнань Жуковского района

3 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Божественную литургию в храме в честь Преображения Господня в селе Спас-Прогнань совершил митрополит Калужский и Боровский Климент, глава Калужской митрополии.

Высокопреосвященнейшему владыке сослужили игумен Никифор (Коженков) – настоятель храма, иеромонах Феофан (Сурин), иеромонах Иоанн (Король) - проректор Калужской духовной семинарии по учебной части. Диаконский чин возглавил протодиакон Алексий Хамтеев.

После окончания Литургии был совершен традиционный пасхальный крестный ход.

Владыка и духовенство совершили краткую литию на могиле схиархимандрита Амвросия (Иванова), похороненного рядом с храмом, который при жизни прославился своей благочестивой жизнью, и к которому при жизни как к опытному старцу за духовным советом приходило множество людей. Почил старец Амвросий Балабановский в 1978 году, прожив почти 100 лет.

Митрополит Климент произнес архипастырское слово.

Старец Амвросий (в миру Василий Федорович Иванов) родился 2 янв. 1879 г. в с. Копыл Ростошенской волости, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его земляками по Тамбовскому краю оказались прпп. Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и Силуан Афонский. Семья о. Амвросия (мать – крестьянка, отец – солдат) отличалась глубоким благочестием. Сестра его матери подвизалась в Таволжском монастыре, два брата монашествовали: один в Оптиной, другой – в Сарове. Особую роль в религиозном воспитании старца сыграла его мать, великую любовь к которой он пронес через всю свою жизнь.

Когда Василию было восемь лет, родители взяли его с собой в Оптину, где он получил благословение старца Амвросия. Именно тогда ему было предсказано, что он станет подражателем и преемником по духу величайшего Оптинского старца.

После смерти отца и трех сестер Василий по благословению матери поступил в Оптину пустынь, где основным его послушанием стало клиросное. Позднее, на вопрос духовных чад, было ли какое искушение в монастыре, старец ответил, что было сильное искушение: «пять лет спать хотел, а потом привык». Василий застал в Оптиной великих ее старцев: прпп. Иосифа, Анатолия, Нектария, Варсонофия, - являвшихся наследниками духа прп. Амвросия. Юноша прожил здесь с 1897 по 1904 гг. На даровитого послушника обратил внимание о.Венедикт (Дьяконов), бывший секретарь и помощник прп. Амвросия. Когда архим. Венедикта назначили настоятелем Пафнутьева-Боровского монастыря, он попросил Калужского владыку о переводе Василия к нему на послушание регента. Прозревая в будущем монахе достойного продолжателя дела старчества, о. Венедикт постриг Василия 11 марта 1911 г. с наречением имени Амвросий. 1 мая 1911 г., на память прп. Пафнутия Боровского, о.Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а ровно через год – в иеромонаха.

В мае 1923 г. монастырь был закрыт и о.Амвросий перешел служить в с. Иклинское. В 1930-1933 гг. он отбывал ссылку. Когда же в 1942 г. иклинский храм погиб, Господу угодно было определить батюшку в с. Спас-Прогнань, в ц. Преображения Господня. С 1 марта 1942 г. и до последних дней своей жизни великий старец молился в этом храме.

Известно множество случаев благодатной помощи и чудесных исцелений, происшедших по молитвам угодника Божия. Однажды один из глубоко уверовавших в старца людей приехал к нему с просьбой помолиться о смертельно заболевшей матери. Когда ему разрешили зайти в комнату старца, он застал батюшку лежащим на кровати в камилавке и в валеночках, глаза его были прикрыты. Постояв на пороге некоторое время, посетитель подождал, не изменится ли что-нибудь, но все было по-прежнему. Тогда, не желая беспокоить старца, приехавший поклонился и вышел. Уповая на Господа, он отправился домой. А через три дня на удивление всем его мать совершенно поправилась. Удивительна была эта встреча двух смирений, совсем обошедшаяся без слов.

Обычно о.Амвросий наставлял своих детей: «Не забывайте Бога, и Бог вас не забудет». Батюшка наизусть знал всю Псалтирь, имел особенную молитву к Царице Небесной.

Постриженица батюшки мать Афанасия вспоминала, что однажды «пришла странница, прошла по сторожке и говорит: «А я здесь открою монастырь». Я ее спрашиваю: «Мать, а ты кто такая есть?» А она так потянулась и отвечает: «Я? Я – Всемогущая» И вышла. А мне подумалось: кто же это был? Пошла за ней, а ее нет нигде». Как тут не вспомнить: «…К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей помощнице, сами себе и весь живот наш предадим …» Эти слова из молитвы Покрову Божией Матери, икона Которой находится справа от алтаря.

Под благодатный покров молитв старца собирались люди. Именно на такой основе внутреннего соглашения и сложился тайный женский монастырь в миру, игуменьей которого являлась духоносная старица схимон. Серафима, восприемница более 800 (!) монахинь. На совершение постригов в эти годы гонений на Церковь старец имел благословение двух патриархов – Московского и Иерусалимского.

Однажды, по некоему доносу, что он совершает монашеские постриги, к нему приехала женщина-инспектор. На ее вопрос, правда ли, что он это делает, батюшка ответил: «Всех постригаю, и из райкома тоже. Мать, тащи ножницы, сейчас постригать буду!» Господь так устрашил женщину этими словами, что она почти бегом покинула старца, с тем его и оставили в покое.

Понимая, как бывает тяжек жизненный крест болезней и скорбей, заменивший христианам последних времен строгость подвигов прежних христиан, старец был полон жалости к «малым сим». Он не налагал тяжелых епитимий. Двум сестрам на вопрос: «Батюшка, вот мы теперь монашки. Что нам теперь есть-то?» - ответил: «Все ешьте по-маленьку, только людей не ешьте».

Батюшка имел благословение отчитывать бесноватых. И даже после его смерти они рычат на могиле старца, но затихают его молитвами. У Господа нет случайностей: день кончины батюшки (15 окт. по н.ст.) совпал с празднованием сщмч. Киприана и мц. Иустинии, особенно подвизавшихся в подвиге против нечистой силы.

Один из батюшкиных чад (впоследствии иерей) как-то похвастался, что родился на Покров. На что старец с улыбкой заметил: «Родиться на Покров – это что? А ты вот умри в Покров!» Слова эти вспомнились ему, когда на второй день Покрова батюшки не стало. Он перешел в Жизнь Вечную 15 окт. 1978 г.

Митрополит Климент совершил архипастырский визит в с. Спас-Прогнань Жуковского района

 

 

Источник

Возврат к списку