Приход Тихвинской Иконы Божией Матери

Митрополит Калужский и Боровский Климент, слово в Неделю о расслабленном: Хочешь ли быть здоров?

11 Май 2014 Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном: Хочешь ли быть здоров?

Христос воскресе! Радость пасхального благовестия о победе Христа звучит в эти весенние майские дни за богослужениями в каждом храме.

Событие, о котором сообщает Евангелие в этот воскресный день, произошло в Иерусалиме. Во второй год Своего общественного служения Господь Иисус Христос пришел туда на праздник Пасхи. Как передает евангелист Иоанн Богослов, Христос увидел у овечьей купальни Вифезда расслабленного человека, «и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5, 6–7).

Как важно иметь того, кто в трудную минуту тебе поможет! Этот евангельский больной такого человека не имел и тридцать восемь лет мучился в болезни. Все эти годы он жил надеждой, что ему повезет и он исцелится от вод чудесного источника. Но каждая предпринятая попытка спуститься в купель, когда Ангел Господень сходил и «возмущал воду», не приносила желаемого результата, ибо другой спускался в воду прежде него. Но вот Господь Сам приходит ему на помощь и одним словом исцеляет давний недуг. «Иисус говорит ему, – сообщает евангелист, – встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин. 5, 8–9).

В христианском понимании смерть и болезнь – следствие действия греха в человеке. Казалось бы, дай себе обещание не грешить – и вот она, победа над смертью! Однако действие греха, поразившего саму природу человека, начиная с прародителя Адама, оказывается сильнее.

Видный богослов XX века протоиерей Иоанн Мейендорф, анализируя святоотеческое наследие, пишет: «В учении святителя Иоанна Златоуста результат первородного греха есть наследственная смертность, которая в свою очередь порождает грех. Грех и смерть, взаимно порождая друг друга, образуют порочный круг, в котором человек был заключен до прихода Христа».

Крестная смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа сокрушили этот круг и принесли миру спасение от рабства греху и смерти. Во Христа крестившись, рождаясь от воды и Духа, мы умираем и воскресаем вместе с Господом в Жизнь вечную. Христос – наша победа над силой ада.

Физическая болезнь порождает в сердце человека страх, уныние и отчаяние. Всеми силами он начинает бороться за свою жизнь. В немощи болезни он обращает свой взор к Богу, старается осознать свои грехи, но не прилагает достаточных сил, чтобы порвать связь с ними. Даже если внутренний голос говорит ему, что причина страданий именно грехи, разорвать внутреннюю связь с ними он не хочет. И как часто бывает, получая вожделенное здоровье, такая душа рвется поскорее наверстать «упущенное время», окунаясь в карнавал страстей.

Но вспомним слова Господа, сказанные исцеленному при источнике: «Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

С новыми грехами в душу входят новые страдания и болезни, поселяется отчаяние, которое отдаляет от нас благодать Божию, причастниками которой мы стали в Крещении. Мы вновь добровольно облекаемся в тлен, грех постепенно заполняет все сферы нашей жизни. Вспомним нашу юность, сколько добра и любви было тогда в нашем сердце. Где все это сейчас? Крестившись, живем ли мы заповедями Христовыми? Святитель Иоанн Златоуст спрашивает: «Скажи мне: принесло ли Иуде пользу пребывание вместе с Христом? Полезен ли был иудеям закон? Адаму – рай? Евреям в пустыне – Моисей? Если мы заботливы, то и от неприятного получаем пользу, а если беспечны, то и от полезного не делаемся лучшими».

По нашей беспечности десятками лет мы добровольно связываем себя узами греха, вместо того чтобы следовать за Христом и питать свои духовные силы от живительного источника Евхаристии, которая, по выражению священномученика Иринея Лионского, есть «лекарство бессмертия».

Радость победы над смертью – это радость победы над грехом. Победа эта дается через подвиг постоянной молитвы, покаяния, через участие в литургической жизни. Этим путем мы шли в дни Великого поста, чтобы с чистым сердцем прославить Светлое Христово Воскресение. Но приобретенный опыт духовной жизни не должен забываться нами и в дни светлой Пасхи. Каждую минуту своей жизни мы должны чувствовать причастность к победе Спасителя мира над смертью.

Проголосовать за автора: газета "Вечерняя Москва"

Источник

Возврат к списку