Приход Тихвинской Иконы Божией Матери

Доклад проректора по учебной работе Калужской духовной семинарии протоиерея Сергия Третьякова на пленарном заседании конференции

Доклад проректора по учебной работе Калужской духовной семинарии протоиерея Сергия Третьякова на пленарном заседании конференции

Протоиерей Сергий Третьяков, кандидат богословия, проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, доцент кафедры библейских и богословских дисциплин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге

Деятельность Калужской духовной семинарии по подготовке противораскольнических миссионеров в конце XIX – начале XX вв.
Проверки семинарий Московского округа, куда входила и Калужская семинария, показали в разные годы (1815, 1843, 1866 и пр.- до 1901 г., когда больше внимания было обращено на поведение семинаристов) высокий уровень работы Калужской духовной семинарии (далее – КДС). Проверкой предусматривался анализ по части учебной, нравственной, экономической, по части управления. По части учебной отмечалось не только то, что предметы пройдены надлежащим образом, но и в представлении значилось, что «учащиеся, занимались прохождением своей должности с надлежащим рвением и успехом» .

«Учебные предметы преподаны Наставниками Семинарии ученикам … сообразно конспектам, данным от Академического правления и расписанием, утвержденным Синодом… Испытания производились в положенное Уставом время не опустительно» . Обучение в КДС готовило настоящих пастырей, способных служить в храмах и помогать своим прихожанам в совершенствовании нравственной и духовной жизни, укреплении в вере.
Но издавна в силу близости Москвы и других причин калужская земля была населена не только православными, но и раскольниками.С 1821 по 1862 гг. отмечался уход в раскол священнослужителей Калужской епархии. Статистика бежавших в раскол священников была крайне неутешительной:1821 г. – 2, 1822 г. – 4, 1823 – 2, 1824 – 1, 1825 г. – 3, 1826 – 2, 1827 – 3, 1828 – 6, 1829 – 5, 1830 – 4, 1831 – 3, 1832 – 3, 1834 – 4, 1835 – 2, 1839 – 1, 1843 – 1, 1857 – 1, 1858 – 1, 1859- 1, 1860 – 1, 1862 – 1.

Время диктовало внесение изменений в систему подготовки будущих пастырей. Насущность подобных нововведений объяснялась многими причинами: по-прежнему в Боровском, Калужском, Жиздринском и др. уездах Калужской губернии насчитывалось много раскольников. Но в указанный период подготовка миссионеров была затруднена, т. к. не была предусмотрена обучением в КДС. Расписание занятий даже для старших классов КДС основывалось на списке дисциплин, которые традиционно составляли основу обучения.

«С целью специального приготовления противораскольничьих миссионеров преосвященный Григорий командировал в 1854 году на открытые митрополитом Григорием при СПб ДА противораскольничьи курсы священника Дм. Осиповича Беляева и студента семинарии Дм. Дм. Любимова. По выслушивании ими курсов, один из них, Беляев, был определен к соборной Лихвинской церкви, при чем ведению его, как противораскольничьего миссионера, были поручены 4 уезда, а другой Любимов, определен священником в г. Боровск, как самый крупный центр местного раскола». Опыт показывал, что этого в условиях Калужской епархии недостаточно. «Число раскольников увеличилось – доносил 1859 году боровский протоиерей Чертков» .

При этом следует учесть, что «что время суровых отношений к раскольникам прекратилось, что действительно и было с восшествием на престол императора Александра II, хотя это изменение в первые годы царствования не было определено законом. Лишь Высочайшим указом от 20 января 1858 г. Раскол был изъят из исключительного ведения администрации и было повелено, чтобы все дела получили течение по общему установленному законом порядку…» .

Таким образом,устранение административных мер, требовало большего внимания со стороны городских и сельских пастырей, которые«боролись с расколом каждый в одиночку, пока не открыты были противораскольнические братства, соединяющие разрозненные силы для общей борьбы» и для подготовки будущих пастырей, способных вести беседы с раскольниками. Такая подготовка была необходима в процессе обучения в КДС. Следует подчеркнуть, что инициатором этого был не архиепископ Григорий (Миткевич), как это значится в некоторых публикациях. В дореволюционных изданиях есть уточнения: «Мысль об открытии братства в Калуге принадлежит бывшему Ректору КДС, о. архимандриту Мясаилу…». Но еще до создания братства было начато проведение бесед с раскольниками.

«Открытые 1 октября 1878 г. в семинарской церкви эти беседы имели выдающийся успех среди православных и раскольников. Это обстоятельство побудило… упрочить беседы, а лучшим средством для этого представлялось ему учреждение братства. Мысль о нем встретила деятельное сочувствие со стороны духовенства епархии, светского общества и особенно преосвященного Григория, который 6 февраля 1879 г. Утвердил выработанный отцом Ректором и членами-учредителями устав братства Св. Ап. Иоанна Богослова, а 25 февраля торжественно открыл его».

«Совет братства «… желая поставить борьбу с расколом на твердую почву, в первом же своем заседании постановил ходатайствовать пред преосвященным об открытии на средства братства особой кафедры при КДС по русскому расколу для приготовления будущих пастырей церкви к борьбе с местным расколом, каковая и была открыта для учеников VI класса с 1879-1880 года». В беседах участвовали не только преподаватели КДС, но и ученики VI класса.

Однако, такое положение дел не могло полностью решить вопрос с подготовкой будущих пастырей-миссионеров.Это объясняется тем, «что новый предмет, как не имевший официального характера, не стоял в ряду с другими богословскими предметами, а потому учащиеся не имели в аттестатах отметок по нему, что с одной стороны не благоприятно действовало на учеников, не имеющих внешней побудительной причины заниматься особенно усиленно расколом, а сдругой стороны ставило епархиальное начальство в неизвестность об успехах воспитанников Семинарии в знании его, побудило Совет о принятии кафедры раскола на общеепархиальные средства, соответственно указу Св. Синода от 15 октября 1872 года» .

Последствиями принятых мер было обращение Епархиального начальства в Синод. И в результате на имя Его Преосвященства поступил указ от 30 октября 1881 года за № 4184 «Об открытии в КДС самостоятельной кафедры по учению о русском расколе на местные епархиальные средства» . В 1886 г. было принято Определение Святейшего Синода от 20 марта-26 июня того же года об открытии таких кафедр в семинариях (в итоге – в 40 духовных семинариях). Открытие названной кафедры в КДС опередило многие епархии.В первую очередь это связано с острой необходимостью подготовки учащихся для противораскольнической миссионерской деятельности.

Предмет «Обличение раскола» был введен в учебные планы и расписание занятий семинаристов 6-х классов. Занятия проводились 1 раз в неделю с проведением соответствующих испытаний с целью проверки знаний.

При этом в помощь учащимся семинарий и пастырей, которые на практике в своем приходе стремились не допускать влияния раскольников и по возможности обратить их в православие, в 1884 году определением Епархиального Начальства были названы специальные издания противораскольнического содержания, которые рекомендовались в качестве руководства. Этой литературой была пополнена семинарская библиотека:«Беседы к глаголемому старообрядцу» митрополита Филарета, «Наставление священнику относительно заблуждающихся», «Книга о церкви и таинствах, служащую в увещевании глаголемых старообрядцев» и др. В 1892 году были открыты отделения братства Иоанна Богослова в Калужском, Медынском, Мещовском, Жиздринском, Козельском уездах, где служили выпускники КДС.

В начале ХХ века такая дисциплина как «Обличение раскола» стала традиционной в расписании занятий семинаристов, этот предмет преподавался в 6-м классе КДС. Воспитанные в КДС миссионеры Жаров,Дударев и др. публиковали свои беседы со старообрядцами в местной православной периодической печати (до 1907 г. в Калужских епархиальных ведомостях, с 1907 в Калужском церковно-общественном вестнике).

Результаты успешности подготовки не только будущих пастырей, но и преподавателей церковно-приходских школ тоже отслеживались в указанных изданиях. Можно привести примеры со страниц печати:«Объявляется Архипастырское благословение Его Преосвященства: «Священнику с. Песоченского завода Димирию Чистякову за привлечение и присоединению к православной церкви четырех раскольников» .

В подтверждение того, что деятельность в церковно-приходских школах пастырей и учителей, закончивших КДС, играло важную роль в можно привести следующий пример: «…Особенно отрадно, в школе обучались 17 мальчиков, из раскольников деревни Малых Савок, отстоящей в 3-х верстах от завода. Мальчики эти, наравне с православными обучаются и закону Божьему и церковному пению и, по отзыву учителей Песоченских, по большим праздникам ходят в церковь и крестятся православным крестом, а на одном из них влияние школы отразилось добровольным обращением его к православной церкви.

Так недавно, 15 марта, крестился мальчик из деревни Малых Савок ученик старшего класса Стефан Петров Левкин 14 лет принял православие в ц.с. Песочный Завод, где совершено было над ним миропомазание одним из местных священников. У мальчика этого живы родители, которые состоят в расколе. Дай Бог, чтобы таких случаев обращения в лоно православной церкви было больше» .

Можно привести примеры и из церковных документов, в частности храма святых бессребреников Космы и Дамиана Римских г. Калуги:Январь 1901 г. Присоединена к православию чрез таинство Миропомазания крестьянская девица Калужского уезда Тихоновской волости д. Ново-Скаково Екатерина Ивановна Кирпичева 21-го года, состоявшая в расколе.2 марта. Присоединен к православию калужский мещанин Сергей Павлович Блинов, 30 лет от роду, состоял бегло-поповской секте.

Даже в трудное время 1919 года священник Александр Добров (выпускник КДС 1900 г.) присоединил к православию несколько человек, о чем сообщил рапортом от 2 января 1920 года в Калужский епархиальный совет при епископе Калужском и Боровском: «С великой радостию доношу Вашему Преосвященству, что мною в прошлом 1919 году обращены в православие: 29 сентября гражданин с. Полотняный Завод Андрей Николаевич Васильев и 6 октября гражданка с. Полотняный Завод Александра Петровна Кованова… Особенно достойна внимания Кованова, она дочь закоренелого старообрядца начетчика, который жив и сейчас, перешла с полным убеждением правоты нашей православной церкви. А всего мною с 1914 года переведено в православие 5 человек» .Отец Александр был награжден за свое пастырское служение, в том числе и за обращение в православие раскольников.

Даже приведенные единичные примеры свидетельствуют о результативности деятельности священников, которая стала во многом возможна за счет введения в программу КДС дисциплины «Обличения раскола». Своевременность введения этого предмета в подготовку будущих пастырей показала, что Епархиальной начальство Калужской епархии и руководство КДС объективно и правильно оценили местные особенностии состояние противораскольнических мер. То, что в числе первых семинарий России в свое время КДС ввела «Обличение раскола», позволило раньше (в сравнении сближайшими епархиями) и более целенаправленно проводить подготовку будущих пастырей в указанном направлении.

 

 

Источник

Возврат к списку