Доклад проректора по учебной работе Калужской духовной семинарии протоиерея Сергия Третьякова на пленарном заседании конференции
Протоиерей Сергий Третьяков, кандидат богословия, проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, доцент кафедры библейских и богословских дисциплин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге
Деятельность Калужской духовной семинарии по подготовке противораскольнических миссионеров в конце XIX – начале XX вв.
Проверки семинарий Московского округа, куда входила и Калужская семинария, показали в разные годы (1815, 1843, 1866 и пр.- до 1901 г., когда больше внимания было обращено на поведение семинаристов) высокий уровень работы Калужской духовной семинарии (далее – КДС). Проверкой предусматривался анализ по части учебной, нравственной, экономической, по части управления. По части учебной отмечалось не только то, что предметы пройдены надлежащим образом, но и в представлении значилось, что «учащиеся, занимались прохождением своей должности с надлежащим рвением и успехом» .
«Учебные предметы преподаны Наставниками Семинарии ученикам … сообразно конспектам, данным от Академического правления и расписанием, утвержденным Синодом… Испытания производились в положенное Уставом время не опустительно» . Обучение в КДС готовило настоящих пастырей, способных служить в храмах и помогать своим прихожанам в совершенствовании нравственной и духовной жизни, укреплении в вере.
Но издавна в силу близости Москвы и других причин калужская земля была населена не только православными, но и раскольниками.С 1821 по 1862 гг. отмечался уход в раскол священнослужителей Калужской епархии. Статистика бежавших в раскол священников была крайне неутешительной:1821 г. – 2, 1822 г. – 4, 1823 – 2, 1824 – 1, 1825 г. – 3, 1826 – 2, 1827 – 3, 1828 – 6, 1829 – 5, 1830 – 4, 1831 – 3, 1832 – 3, 1834 – 4, 1835 – 2, 1839 – 1, 1843 – 1, 1857 – 1, 1858 – 1, 1859- 1, 1860 – 1, 1862 – 1.
Время диктовало внесение изменений в систему подготовки будущих пастырей. Насущность подобных нововведений объяснялась многими причинами: по-прежнему в Боровском, Калужском, Жиздринском и др. уездах Калужской губернии насчитывалось много раскольников. Но в указанный период подготовка миссионеров была затруднена, т. к. не была предусмотрена обучением в КДС. Расписание занятий даже для старших классов КДС основывалось на списке дисциплин, которые традиционно составляли основу обучения.
«С целью специального приготовления противораскольничьих миссионеров преосвященный Григорий командировал в 1854 году на открытые митрополитом Григорием при СПб ДА противораскольничьи курсы священника Дм. Осиповича Беляева и студента семинарии Дм. Дм. Любимова. По выслушивании ими курсов, один из них, Беляев, был определен к соборной Лихвинской церкви, при чем ведению его, как противораскольничьего миссионера, были поручены 4 уезда, а другой Любимов, определен священником в г. Боровск, как самый крупный центр местного раскола». Опыт показывал, что этого в условиях Калужской епархии недостаточно. «Число раскольников увеличилось – доносил 1859 году боровский протоиерей Чертков» .
При этом следует учесть, что «что время суровых отношений к раскольникам прекратилось, что действительно и было с восшествием на престол императора Александра II, хотя это изменение в первые годы царствования не было определено законом. Лишь Высочайшим указом от 20 января 1858 г. Раскол был изъят из исключительного ведения администрации и было повелено, чтобы все дела получили течение по общему установленному законом порядку…» .
Таким образом,устранение административных мер, требовало большего внимания со стороны городских и сельских пастырей, которые«боролись с расколом каждый в одиночку, пока не открыты были противораскольнические братства, соединяющие разрозненные силы для общей борьбы» и для подготовки будущих пастырей, способных вести беседы с раскольниками. Такая подготовка была необходима в процессе обучения в КДС. Следует подчеркнуть, что инициатором этого был не архиепископ Григорий (Миткевич), как это значится в некоторых публикациях. В дореволюционных изданиях есть уточнения: «Мысль об открытии братства в Калуге принадлежит бывшему Ректору КДС, о. архимандриту Мясаилу…». Но еще до создания братства было начато проведение бесед с раскольниками.
«Открытые 1 октября 1878 г. в семинарской церкви эти беседы имели выдающийся успех среди православных и раскольников. Это обстоятельство побудило… упрочить беседы, а лучшим средством для этого представлялось ему учреждение братства. Мысль о нем встретила деятельное сочувствие со стороны духовенства епархии, светского общества и особенно преосвященного Григория, который 6 февраля 1879 г. Утвердил выработанный отцом Ректором и членами-учредителями устав братства Св. Ап. Иоанна Богослова, а 25 февраля торжественно открыл его».
«Совет братства «… желая поставить борьбу с расколом на твердую почву, в первом же своем заседании постановил ходатайствовать пред преосвященным об открытии на средства братства особой кафедры при КДС по русскому расколу для приготовления будущих пастырей церкви к борьбе с местным расколом, каковая и была открыта для учеников VI класса с 1879-1880 года». В беседах участвовали не только преподаватели КДС, но и ученики VI класса.
Однако, такое положение дел не могло полностью решить вопрос с подготовкой будущих пастырей-миссионеров.Это объясняется тем, «что новый предмет, как не имевший официального характера, не стоял в ряду с другими богословскими предметами, а потому учащиеся не имели в аттестатах отметок по нему, что с одной стороны не благоприятно действовало на учеников, не имеющих внешней побудительной причины заниматься особенно усиленно расколом, а сдругой стороны ставило епархиальное начальство в неизвестность об успехах воспитанников Семинарии в знании его, побудило Совет о принятии кафедры раскола на общеепархиальные средства, соответственно указу Св. Синода от 15 октября 1872 года» .
Последствиями принятых мер было обращение Епархиального начальства в Синод. И в результате на имя Его Преосвященства поступил указ от 30 октября 1881 года за № 4184 «Об открытии в КДС самостоятельной кафедры по учению о русском расколе на местные епархиальные средства» . В 1886 г. было принято Определение Святейшего Синода от 20 марта-26 июня того же года об открытии таких кафедр в семинариях (в итоге – в 40 духовных семинариях). Открытие названной кафедры в КДС опередило многие епархии.В первую очередь это связано с острой необходимостью подготовки учащихся для противораскольнической миссионерской деятельности.
Предмет «Обличение раскола» был введен в учебные планы и расписание занятий семинаристов 6-х классов. Занятия проводились 1 раз в неделю с проведением соответствующих испытаний с целью проверки знаний.
При этом в помощь учащимся семинарий и пастырей, которые на практике в своем приходе стремились не допускать влияния раскольников и по возможности обратить их в православие, в 1884 году определением Епархиального Начальства были названы специальные издания противораскольнического содержания, которые рекомендовались в качестве руководства. Этой литературой была пополнена семинарская библиотека:«Беседы к глаголемому старообрядцу» митрополита Филарета, «Наставление священнику относительно заблуждающихся», «Книга о церкви и таинствах, служащую в увещевании глаголемых старообрядцев» и др. В 1892 году были открыты отделения братства Иоанна Богослова в Калужском, Медынском, Мещовском, Жиздринском, Козельском уездах, где служили выпускники КДС.
В начале ХХ века такая дисциплина как «Обличение раскола» стала традиционной в расписании занятий семинаристов, этот предмет преподавался в 6-м классе КДС. Воспитанные в КДС миссионеры Жаров,Дударев и др. публиковали свои беседы со старообрядцами в местной православной периодической печати (до 1907 г. в Калужских епархиальных ведомостях, с 1907 в Калужском церковно-общественном вестнике).
Результаты успешности подготовки не только будущих пастырей, но и преподавателей церковно-приходских школ тоже отслеживались в указанных изданиях. Можно привести примеры со страниц печати:«Объявляется Архипастырское благословение Его Преосвященства: «Священнику с. Песоченского завода Димирию Чистякову за привлечение и присоединению к православной церкви четырех раскольников» .
В подтверждение того, что деятельность в церковно-приходских школах пастырей и учителей, закончивших КДС, играло важную роль в можно привести следующий пример: «…Особенно отрадно, в школе обучались 17 мальчиков, из раскольников деревни Малых Савок, отстоящей в 3-х верстах от завода. Мальчики эти, наравне с православными обучаются и закону Божьему и церковному пению и, по отзыву учителей Песоченских, по большим праздникам ходят в церковь и крестятся православным крестом, а на одном из них влияние школы отразилось добровольным обращением его к православной церкви.
Так недавно, 15 марта, крестился мальчик из деревни Малых Савок ученик старшего класса Стефан Петров Левкин 14 лет принял православие в ц.с. Песочный Завод, где совершено было над ним миропомазание одним из местных священников. У мальчика этого живы родители, которые состоят в расколе. Дай Бог, чтобы таких случаев обращения в лоно православной церкви было больше» .
Можно привести примеры и из церковных документов, в частности храма святых бессребреников Космы и Дамиана Римских г. Калуги:Январь 1901 г. Присоединена к православию чрез таинство Миропомазания крестьянская девица Калужского уезда Тихоновской волости д. Ново-Скаково Екатерина Ивановна Кирпичева 21-го года, состоявшая в расколе.2 марта. Присоединен к православию калужский мещанин Сергей Павлович Блинов, 30 лет от роду, состоял бегло-поповской секте.
Даже в трудное время 1919 года священник Александр Добров (выпускник КДС 1900 г.) присоединил к православию несколько человек, о чем сообщил рапортом от 2 января 1920 года в Калужский епархиальный совет при епископе Калужском и Боровском: «С великой радостию доношу Вашему Преосвященству, что мною в прошлом 1919 году обращены в православие: 29 сентября гражданин с. Полотняный Завод Андрей Николаевич Васильев и 6 октября гражданка с. Полотняный Завод Александра Петровна Кованова… Особенно достойна внимания Кованова, она дочь закоренелого старообрядца начетчика, который жив и сейчас, перешла с полным убеждением правоты нашей православной церкви. А всего мною с 1914 года переведено в православие 5 человек» .Отец Александр был награжден за свое пастырское служение, в том числе и за обращение в православие раскольников.
Даже приведенные единичные примеры свидетельствуют о результативности деятельности священников, которая стала во многом возможна за счет введения в программу КДС дисциплины «Обличения раскола». Своевременность введения этого предмета в подготовку будущих пастырей показала, что Епархиальной начальство Калужской епархии и руководство КДС объективно и правильно оценили местные особенностии состояние противораскольнических мер. То, что в числе первых семинарий России в свое время КДС ввела «Обличение раскола», позволило раньше (в сравнении сближайшими епархиями) и более целенаправленно проводить подготовку будущих пастырей в указанном направлении.