Приход Тихвинской Иконы Божией Матери

О приходе к вере некрещеной Ксении и Божием Промысле

Весной 2014 года на сайте Православие.Ru было опубликовано обращение архимандрита Тихона (Шевкунова) к читателям с предложением совместными усилиями написать второй том книги «Несвятые святые». В течение года мы получили по адресу kniga@pravoslavie.ru большое число Ваших историй, многие из которых были опубликованы. Героиня сегодняшнего рассказа повествует о проявлениях Промысла Божия в своей жизни, которые в итоге и привели ее в Православную Церковь.

Присылайте ваши истории по адресу: kniga@pravoslavie.ru

***


    

Меня, родившуюся в 1971 году, мама с папой даже и не думали крестить. Еще бы! Родители члены Компартии – и крестят ребенка! Бред какой! Так я и росла нехристем и шельмой… Любила в детстве и по карманам чужим пошарить, и мальчишек больно избить, и много всего растлевающего душу познать. Страшно вспоминать. Как будто кто нашептывал одну идею бредовее другой. А маленькая Оксаночка с радостью реализовывала их все. Этакий бесенок подрастал…


В нашем доме на Элеваторной, в Бирюлево, жила одна старушка. Мама почему-то звала ее баптисткой. Слово мне это было непонятно, но оно прочно связалось в детском мозгу со стилем одежды бабы Нюры: она носила всё черное и до бровей повязывала черный платок. Я не помню, с какой стати она однажды позвонила нам в звонок. Вероятно, к маме пришла. Я открыла дверь, и баба Нюра протянула мне какую-то книжку, обернутую в обложку из газеты. Старушка ласково, но настойчиво молвила:

– Возьми, деточка, маме передай. И сама почитай! Это слово Божие.

На дворе был 1982 год, и я, 11-летняя, выпалила как «на автомате»:

– Да вы что! Я пионерка, я в Бога не верю!

Баба Нюра спокойно повторила:

– А ты почитай. Не понравится – вернешь.

Я не стала сопротивляться и, чтобы побыстрее закончить этот смущавший меня разговор, взяла из ее рук Библию и обещала посмотреть.

Любопытство взяло верх, и я открыла книгу. Попыталась прочитать пару абзацев, но… Ничего я там не поняла

Баба Нюра ушла. Любопытство взяло верх, и я открыла книгу. Страницы пожелтели, переплет отсутствовал как таковой, и вдобавок еще и весь шрифт был непонятный. Я попыталась прочитать пару абзацев, но не пошло… Ничего я там не поняла. Положила я книгу на полку до прихода мамы и забыла о ней.

В школе, однако, году в 1984-м, когда классная руководительница на классном часе рассказывала об «опиуме для народа» и высмеивала таинство Причастия, мне почему-то смеяться не хотелось. В некрещеной душе при слове «церковь» что-то теплело. Я прекрасно помню, как Нина Васильевна пыталась нас рассмешить, рассказывая в красках о таинстве Причастия. Она специально делала акцент на негигиеничности самой процедуры из-за облизывания разными людьми со всевозможными болячками одной и той же ложки. Кто-то из одноклассников хихикал, а я, как сейчас помню, слушала с интересом и брезгливости не испытывала. Это был новый, загадочный, неизведанный мир, познавать который, впрочем, я не спешила.

В 1985 году мы переехали из Бирюлево в новую квартиру в Крылатском. Как-то раз в августе, исследуя окрестности района, где мне предстояло теперь жить, я наткнулась на странную заброшенную постройку на Крылатских холмах. Почему-то сразу стало понятно, что это храм… Не было ни крыши, ни колокольни, на двери висел амбарный замок. Добротная кирпичная кладка и причудливый фасад не оставляли сомнения, что здесь раньше была церковь.

В основании кирпичной кладки был лаз. Достаточно было присесть и ползком пролезть внутрь храма. Но даже тогда я, некрещеная и не в меру отчаянная, не рискнула этого сделать, хотя очень хотелось. Просто подошла, постояла, посмотрела на дыру в стене и… побрела домой. Какие-то ребята потом в школе рассказывали, как лазали внутрь и нашли там даже старинные монеты и церковную утварь. А я не могла переступить через благоговейное отношение к неведомому мне миру.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Фото 1988 г.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Фото 1988 г.     

Уже позже я узнала, что храм этот был воздвигнут еще во времена Иоанна Грозного, который любил поохотиться в этих местах. И освящен был тот храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда, в 1985-м, я и предположить не могла, что именно здесь 6 февраля 1993 года будут крестить и меня, и моего папу, а 3 июня 1999 года, в день Владимирской иконы Божией Матери, я принесу сюда на крещение свою дочь.

Но это будет позже. А пока я, серебряная медалистка, отличница и комсомолка, поступила в 1990 году в МГИМО на факультет журналистики. В стране повеяло позитивными изменениями, стали открываться приходы. По телевизору показывали благообразного патриарха Алексия II, но я по-прежнему не проявляла к религии никакого интереса и продолжала грызть гранит науки.

На третьем курсе предмет «Зарубежная литература» нам преподавал профессор Юрий Павлович Вяземский, будущий автор и ведущий известной передачи «Умницы и умники». Дал он, значит, нам в сентябре список из ста книг и наказал прочесть их к концу декабря. Сам же экзамен по предмету был назначен на январь.

Нужно было изучить и содержание четырех Евангелий, Откровение от Иоанна Богослова и несколько книг Ветхого Завета. Пришлось ехать на Новый Арбат в «Дом книги» и покупать на улице у перекупщиков за приличные деньги Библию. Я купила, пришла домой, открыла первую страницу с какой-то даже радостью, что вот я наконец могу совершенно официально, не опасаясь никого и ничего, почитать. Но чуда не произошло. Для меня, никогда не читавшей в безбожное время подобной литературы и не знавшей ни одной молитвы, содержание всего вышеописанного опять показалось странным и непонятным, как тогда, после встречи с бабой Нюрой. Однако страх получить двойку на зимней сессии заставил меня читать дальше. Но в душе опять не было никакого отклика. Более того, с первых же страниц я запуталась в ветхозаветных именах, в деяниях персонажей и поняла, что на экзамен по зарубежной литературе однозначно придется делать шпаргалки, потому что я просто ничего не запомню.

Стало меня что-то подтачивать изнутри. Ущербность, что ли, какая-то зародилась… Как, мол, так? Вот все эти умнейшие люди были крещеные, а я нет!

Попутно скажу, что по другим дисциплинам мне, как будущему журналисту, нужно было параллельно изучать труды Франка, Флоренского, Булгакова, Лосского, Бердяева и многих других православных философов и писателей. Такой резкий поток религиозной информации для моего пионерско-комсомольского сознания был подобен водопаду. Он сбивал с ног, ревел и поглощал. Я буквально захлебывалась в незнакомой доселе информации, но читала, читала и читала… Честно скажу, понимала я из прочитанного мало. Но главное было ясно: все написанное – верно. Все – Истина. Без сомнения. Потому что столько умных и верующих людей одновременно ошибаться не могут. Они крестились в веру православную и исповедовали Господа до конца своих дней. Я же в церковь не ходила, в Бога не верила… Чтобы понять их мысли, надо было для начала хотя бы креститься. И стало меня что-то подтачивать изнутри. Ущербность, что ли, какая-то зародилась… Как, мол, так? Вот все эти умнейшие люди были крещеные, а я нет. Так стало во мне зарождаться желание сходить как-нибудь в храм и покреститься.

Юрий Павлович Вяземский

Юрий Павлович Вяземский Перед самим экзаменом сделала я все свои шпаргалки по Ветхому и Новому Завету. На самом испытании вытащила билет и через полчаса подготовки предстала пред Юрием Павловичем. На первые два вопроса билета я ответила прилично, но тут профессор Вяземский задал мне традиционный дополнительный вопрос: «А назовите-ка мне первую заповедь!» Я за какие-то доли секунды вспомнила, где у меня на листочке это всё записано, опустила глаза на колени, где лежали записи, и, не моргнув глазом, довольная, отчеканила: «Не поминай имя Господа Бога всуе». Юрий Павлович удивленно поднял брови и попросил хорошенько подумать, ибо ответ был неверным. Я недоумевала. Как это неверным? Я же с Библии списывала. Сто процентов! Я начала настаивать на своей правоте прямо на экзамене. Тогда Юрий Павлович отпустил какую-то шуточку в своей манере и попросил меня назвать шестую, потом восьмую заповедь. Повторилась та же картина: я не попадала. Его нумерация не совпадала с моей. Я была в ужасе. Списать с книги один в один и не то… КАК такое вообще могло произойти??? Экзамен был провален. Профессор Вяземский сразу сказал, что за такой ответ на дополнительный вопрос выше тройки мне поставить не сможет. Я же была категорически не согласна с таким исходом: у меня четверок-то за три года обучения не было еще ни одной, а тут тройка… Пришлось впервые в жизни идти на пересдачу, которая была через неделю, благо Юрий Павлович в 1993-м такую возможность предоставлял.

Мелькнула мысль в голове: «Вот тебе Божие наказание за неподобающее отношение к святыне. А всё потому, что ты некрещеная…»

Дома я открыла Библию и не поверила глазам: я начала списывать заповеди не с первой, а с третьей! Как???? Кто меня попутал? И мгновенно мелькнула мысль в голове: «Вот тебе Божие наказание за неподобающее отношение к святыне. А всё потому, что ты некрещеная… Была бы крещеной, всё было бы иначе».

Этот случай мне запомнился на всю жизнь. Господь не дал мне так пренебрежительно обращаться с Его словом. Это ж были не просто высказывания мыслителя или философа – это были ЗАПОВЕДИ, очередность которых я должна была знать и благоговейно произносить.

Через неделю я снова пришла на экзамен к Юрию Павловичу, села перед ним и сходу выпалила: «Спрашивайте. Теперь я знаю все десять заповедей! Могу и пятую назвать, и девятую… В любом порядке, как хотите». Юрий Павлович улыбнулся: «А я и не сомневаюсь, что вы их выучили, Оксана. Поэтому и не буду спрашивать. Расскажите-ка мне лучше, кто там у Данте в “Божественной комедии” в нулевом круге находится?» Я назвала только некрещеных младенцев, а вторую половину ответа – «добродетельные нехристиане» – забыла… В итоге получила четверку. Первую за все три года учебы в институте. Не обхитрила я Юрия Павловича. Бог не попустил. Не любит Господь крученых. Тут знания нужны, а изворачиваться – это не к Нему. Вот так с помощью профессора Вяземского была с меня сбита спесь отличницы, так я была наказана за гордыню.

Стали мне сниться сны. Как из рога изобилия, и все с религиозным подтекстом

Сразу после той сессии стали мне сниться сны. Как из рога изобилия, и все с религиозным подтекстом. Сначала приснился мне Господь в образе мученика. Он стоял в длинном рубище в окружении массивных палачей и толпы зевак. Рядом лежали орудия пыток. Я видела, как накалялись щипцы, видела дыбу… Я знала, что Его сейчас будут терзать, мое сердце сжималось от ужаса и боли за Него, а Он вдруг в последний миг поднял голову, пронзил меня грозным взглядом и перстом указал на меня: «Вот она!» И палачи бросились ко мне… Я побежала изо всех сил, улепетывая по длинным коридорам какого-то здания и… вскоре проснулась, радуясь, что преследователи меня так и не поймали. Но ощущения, я вам скажу, были страшные даже спустя много дней.

Через пару дней приснился другой сон: я в метро, вокруг люди, давка, толчея… Темно как-то кругом… И мне вдруг помогает какая-то Женщина. Без Нее я то ли упала бы там в метро на рельсы, то ли меня прищемило бы дверьми вагона… Не помню уже… Лица я Ее не вижу, полумрак… Помню только, что я задала Ей один вопрос: «Как мне Вас отблагодарить за Вашу помощь?» На что Женщина сказала одну фразу: «Прими Сына Моего…» И всё… Я проснулась и стала размышлять… Почему-то сразу подумалось, что это Сама Матерь Божия, но почему тогда Она была не в светлых ризах, а в темных одеждах, в таком мраке?


Еще через пару дней опять сон: я в незнакомом мне городе, вокруг неуютно… Ходят трамваи, всё серое кругом, промозглое… Потом вижу какую-то аккуратную постройку зеленоватых тонов, ограду… Я обхожу это здание, проникаю внутрь, как бы сквозь стены… Там чья-то могила… Аккуратная, с цветами, огороженная кованой решеточкой… Землица черная…Я тут никогда не была, кто лежит в этом месте – не знаю… Присела на корточки, табличку вижу, но кто тут покоится – прочитать не успеваю…

Эти сны меня доконали. Поэтому однажды – как сейчас помню: в субботу, в предпоследний день студенческих каникул – я проснулась с отчетливым решением пойти уже наконец в наш Крылатский храм и покреститься, пока я не сошла с ума. Вот прям без вариантов: или сегодня, или никогда. Я подошла к папе и сказала, что хочу сегодня сходить в храм Рождества Богородицы в Крылатском и узнать насчет крещения. Отец вдруг сказал, что пойдет со мной, потому что тоже хочет принять крещение. Оказалось, он не помнит, крестили его в Иркутске в 1945 году или нет, а мама об этом никогда ему не рассказывала.

Вдвоем было уже веселее. Собрались мы и пошли. Было около половины первого, по-моему. Мы подошли к свечному ящику, и я спросила, когда можно окреститься. Женщина ласково сказала, что как раз через пятнадцать минут и начнется обряд крещения, подсказала, что нам для этого приобрести. Потом она спросила наши имена. Папа записался в толстую книгу и пошел осматривать храм. Когда я, записываясь на крещение, назвала свое имя, матушка всплеснула руками: «Да какая Оксана! Деточка, Ксения ты». А потом громко запричитала на весь храм: «Чудо-то какое, люди добрые! Ксеньюшка Ксению в свой день привела!»

Блаженная Ксения Петербуржская

Блаженная Ксения Петербуржская Я ничего не понимала. С лица женщины не сходила счастливая улыбка, у нее даже слезы умиления на глаза навернулись, я же таращила глаза и понимала только одно: я теперь Ксения, потому что так положено по церковному уставу. А какая Ксеньюшка меня сюда сегодня привела, не знала. Я так честно и сказала, что ничего не подгадывала, ни о каком дне ангела своем и слыхом не слыхивала. Вот просто утром встала с одной мыслью: креститься иду – и точка. После этого признания женщина со свечного ящика радостно побежала к кому-то, беспрестанно твердя о чуде. А коллега ее, менее впечатлительная, объяснила мне, что пришла я креститься 6 февраля, в день самой Ксении Петербургской, прославленной в лике святых Русской Православной Церковью всего пять лет назад. Ксеньюшка, стало быть, меня и привела в свой день в веру Христову креститься. Вот такое вот негаданное чудо.

Взглянула на икону и обомлела: за спиной у святой Ксении был дом Божий, очень похожий на тот, который мне снился

Купила я по совету матушки после крещения икону блаженной Ксении в нашем храме, взглянула на изображение и обомлела: за спиной у святой был фисташкового цвета дом Божий, очень похожий на тот, который мне снился. Вот теперь всё стало понятно. Стало быть, по Питеру я во сне гуляла… Видела Петроградскую сторону города, в котором никогда не была… И трамвайные пути, и промозглое, низкое небо… Решеточка… надгробие, могилка… Землица на ней… Всё мне матушка Ксения во сне показала, как было до ее прославления и как будет… И только в 2013 году, когда я впервые приехала в Санкт-Петербург на Смоленское кладбище, я узнала и ту атмосферу, и улицы, что видела во сне, в феврале 1993 года… Получается, что за 20 лет до моего реального приезда в Санкт-Петербург Ксения Петербургская виртуально показала мне свой родной город и место своего упокоения. Мне, грешной и некрещеной, которая никогда не была в Питере и даже на тот момент не была православной. А потом привела в храм принять Святое Крещение именно в день своего ангела.

Источник

Возврат к списку